Текущее время: 18 ноя 2018, 18:57

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Н. Холявко: РАЗ ДОЩЕЧКА, ДВА ДОЩЕЧКА, СВЕРХУ — ЛАМПОЧКА
СообщениеДобавлено: 24 мар 2011, 00:37 
Администратор Избушки
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 09 мар 2011, 22:04
Сообщений: 5416
Откуда: Санкт-Петербург
Наталья ХОЛЯВКО
РАЗ ДОЩЕЧКА, ДВА ДОЩЕЧКА, СВЕРХУ — ЛАМПОЧКА

(для журнала "Узамбарская Фиалка" - 2010, №4)

Раз фиалка, два фиалка… Не успеешь оглянуться, как ты уже коллекционер. А это увлечение — путешествие без остановок, где стремительный бег впечатлений — как мимолетных, так и незабываемо глубоких — подчинен лишь безудержному ритму перемены достопримечательностей. Привлекательной особенностью этого путешествия является то, что приглянувшуюся «достопримечательность» мы забираем с собой, в свое жилище. Но если коллекция наших впечатлений, неподвластная никаким пространственным ограничениям, свободно парит на просторах нашего сознания, то коллекция «достопримечательностей» — другое дело: она требует вполне определенного, материализованного пространства, да к тому же специально подготовленного. И вот, когда все подоконники заполнены, все оконные проемы и прилежащие поверхности уставлены и увешаны полочками и подвесами, возникает закономерный вопрос: что дальше?

Бывалый коллекционер (для которого этот вопрос уже давно не вопрос) знает, что дальше. Уверенной рукой он сколачивает дощечки, крепит лампочки, — сооружает стеллаж с искусственным освещением. Мне кажется, он поступает мудро, в особенности если делает это заблаговременно, не дожидаясь, пока очередная волна «достопримечательностей» нахлынет и обрушится новым грузом эмоциональных впечатлений, парализующих и силу воли, и твердость руки, и ясность мысли. Последуем примеру «бывалого»? Только давайте договоримся так: мы оставим в покое дощечки-полочки, несмотря на то, что они являются основными — и каркасными, и рабочими — элементами конструкции стеллажа; забудем на время как о «мебельном факторе» вообще, так и об интерьерно-дизайнерском вопросе в частности. Потому что сегодня нас интересует не фасад фиалочного стеллажа, а его внутреннее, скрытое для постороннего глаза содержание: электрооборудование, монтаж, и прежде всего — Её Светлость Лампочка.

Для меня «лампочный вопрос» обрел особую актуальность после того, как мы переехали в квартиру, обладающую одним существенным недостатком: это недостаток естественного света. Все окна ориентированы на северную сторону, к тому же выходят они в узкий, типично «питерский» двор, — солнце к нам если и заглядывает, то только на закате ясного дня. Поэтому весь мой последующий опыт комнатного цветоводства, которому без малого 7 лет, это опыт выращивания растений в условиях искусственного освещения.

Исходя не только из собственных наблюдений, но обобщая все известные мне сведения из опыта других цветоводов, я позволю себе с уверенностью сказать, что наилучшим выбором источников освещения растений в жилых помещениях являются люминесцентные лампы, — благодаря их экономичности (высокой светоотдаче при малой потребляемой мощности), низкой теплоотдаче, длительному сроку службы (до 20 000 часов!), рассеянному свету, а также богатой шкале цветовых оттенков. Однако, разнообразие этих ламп по различным параметрам столь велико, а особенности применения столь неоднозначны, что каждому из нас приходилось — да и приходится — сталкиваться с вопросами:
• Какие именно лампы использовать?
• В каком количестве?
• На какой высоте устанавливать?
• Какие варианты электромонтажа наиболее удобны и безопасны?

Предположим, что перечень этих вопросов и составит план нашего дальнейшего повествования.

I. ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЕ ЛАМПЫ: КАКИЕ БЫВАЮТ?

Во-первых, они бывают трубчатые (линейные) и компактные (где трубка изогнута в форме спирали или полукольца).

Изображение

Нас, фиалочников, привыкших располагать свои растения рядами, интересуют прежде всего трубчатые лампы различной длины и, соответственно, мощности. В настоящее время наибольшей популярностью продолжают пользоваться лампы Т8, с диаметром трубки 26мм и длиной 60см (18Вт), 90см (30 Вт) и 120см (36 Вт). Меньшее признание у цветоводов пока завоевали трубчатые люминесцентные лампы Т5 (диаметр трубки 16мм), тем не менее мы не можем не включить их в область нашего внимания и позднее отметим их несомненные достоинства и даже преимущества перед лампами Т8.

Таким образом мы сразу же ограничиваем сферу своего выбора линейными люминесцентными лампами, и нам остается лишь разобраться в их качественных характеристиках, чтобы сузить круг наиболее подходящих для нас моделей, — буквально до нескольких наименований.

Из чего будем исходить? Прежде всего, мы должны позаботиться о качестве светоотдачи (оно выражается в том количестве света, что излучает лампа на единицу потребляемой мощности) и полноте спектра. Другие немаловажные свойства люминесцентных ламп, такие как стабильность светового потока, верность цветопередачи, надежность, долгосрочность службы, степень зависимости от условий окружающей среды и пр. в современных высококачественных лампах выдерживаются, как правило, на адекватном уровне.

Сразу же исключаем из выбора все еще широко распространенные у нас отечественные лампы типа ЛД и ЛБ. Несмотря на то, что эти лампы довольно ярко светят, качество их свечения неудовлетворительное из-за ущербности спектра (вследствие применения галофосфатного люминофора). Воспринимаемый глазом как белый, этот спектр в действительности испытывает существенный дефицит красной и зеленой составляющих, что отнюдь не способствует фотохимическим процессам, протекающим в организме растения. Кроме того, отражаясь от предметов, такой «неполный» спектр дает заметное искажение цветов. Справедливости ради следует, однако, заметить, что среди этих ламп есть модели с приставкой «Ц», означающей улучшенную цветопередачу (например, ЛДЦ), и даже «ЦЦ» — с высококачественной цветопередачей. Но, увы, интенсивность света у этих модификаций низкая.

Поверите ли вы мне, если я скажу, что самой высокой степенью светоотдачи обладают лампы с трехполосным люминофором?

Неожиданность постановки вопроса попробуем смягчить с помощью краткого экскурса в специфику устройства и работы люминесцентной лампы. Являясь газоразрядным источником света, люминесцентная лампа по сути представляет собой стеклянную колбу-трубку, заполненную инертным газом (аргон или криптон) и парами ртути; по обе стороны колбы впаяны электроды. При подаче в цепь напряжения между парой электродов возникает низкотемпературный дуговой электрический разряд; бегущие электроны сталкиваются с атомами ртути, в результате чего образуется ультрафиолетовое излучение. Оно практически невидимо для глаза, и его преобразование в видимый свет осуществляется посредством люминесценции. Для этого внутренняя поверхность колбы покрывается люминофором, — веществом, способным преобразовывать поглощаемую им энергию в световое излучение. От состава и качества нанесения люминофора зависят и оттенок, и качество свечения лампы.

Технология трехполосного люминофора (т.е. трехслойного покрытия внутренних стенок колбы) позволяет получить более сбалансированный спектр свечения, значительно усилить световой поток и добиться повышения точности воспроизведения цветов. При аналогичной мощности такие лампы светят на 17% ярче, чем обычные люминесцентные лампы с простым люминофором. Кроме того, они отличаются повышенным сроком эксплуатации и — что немаловажно! — сохраняют высокую интенсивность свечения на протяжении всего периода службы. Так утверждают производители. Да и практическое использование ламп этой категории как в моем личном опыте, так и по мнениям других цветоводов, этому утверждению не противоречит.

Еще более положительные качества, особенно по части цветопередачи, являют лампы с пятиполосным люминофором. Воспроизведение цветов здесь почти натуральное (индекс цветопередачи равен 90 Ra, при максимальном значении 100), то есть отраженный от предметов свет практически не меняет оттенков окраски предмета. Это качество превращает лампу с пятиполосным люминофором в идеальный источник света для художественных галерей и музейных залов, типографий и фотосалонов. Нам же, цветоводам, за такими лампами охотиться ни к чему. С нашей точки зрения они не особо привлекательны, так как по интенсивности светового потока существенно уступают «трехполосникам» аналогичной мощности. (Разница в светоотдаче составляет не менее 20%, — это по моим подсчетам, в результате анализа цифр, характеризующих различные модели ламп.) В своей собственной практике мне пока не доводилось использовать лампы с пятиполосным люминофором. В магазинах они так просто не лежат, а поисковыми целями я не задавалась. Но именно из-за высочайшего уровня цветопередачи было бы очень занятно испытать эти лампы на фиалках!

Но вернемся к основному вопросу нашей нынешней темы. Я надеюсь, что теперь у вас есть основания согласиться с моим утверждением, что самый вероятный выбор источника освещения для домашней ботанической коллекции это люминесцентная лампа с трехполосным люминофором. Именно ее и будем покупать. Если согласны, можно отправляться по магазинам. Но прежде — одна скромная рекомендация: не стоит обращаться к продавцу с вопросом наподобие «есть ли у вас в продаже люминесцентные лампы длиной 120 см с трехполосным люминофором?». Не в наших интересах ставить продавца в тупик: в таких терминах, он, как правило, не общается. В лучшем случае он обратится к своему более компетентному коллеге-консультанту, а в худшем… Ну, здесь возможны варианты.

Поэтому, чтобы добиться успеха в деле приобретения желанного изделия и не потяряться в пестроте ассортимента витрин и стендов со светотехникой, нам необходимо знать маркировку нужной модели и уметь ее читать.

Маркировка, которая должна обнаруживаться как на колбе самой лампы, так и на ее упаковке, включает в себя информацию о типе лампы, фирме-производителе, потребляемой мощности и — что особенно важно для нас — качественную характеристику света. Эта характеристика выражается посредством трехциферного кода, где первая цифра это индекс цветопередачи, а две последующие указывают на цветовую температуру (и, следовательно, на оттенок) излучаемого света. Давайте разберем это на примере конкретной маркировки (а заодно выучим эту маркировку наизусть, что б было что предъявить продавцу):
OSRAM L 36W/865 LUMILUX Cool Daylight
Начальные обозначения понятны: люминесцентная лампа фирмы OSRAM, мощностью 36 ватт, а значит длиной 120см. Далее следует пресловутый «магический» трехциферный код: 865 (или 827, 830, 840, 880). Восьмерка (первая цифра) это индекс цветопередачи, характерный для ламп с трехполосным люминофором. И это высокий индекс. (Умножив 8*10, мы получаем показатель 80Ra, что по принятой 100-бальной шкале довольно высоко.) Если в качестве первой цифры кода нарисована девятка (930, 940, 954, 965), значит, перед нами лампа с пятиполосным люминофором (и, следовательно, с еще более точной цветопередачей, равной 90Ra). Лампы с первой индексной цифрой 7 и ниже (765, 740, 640, 530) это лампы с простым люминофором, и мы будем стараться избегать их покупки и использования для своих растений.

Итак, на заметку:
качественные люминесцентные лампы с трехполосным люминофором маркируются цифрой «8» в начале трехциферного кода цветности.

Последующие две цифры кода, а вернее, это двузначное число (в нашем примере — 65) отражает цветовую температуру излучаемого света и, следовательно, его оттенок. Умножив это число на 100, мы получаем показатель 6500K (градусов Кельвина), что на линейке цветовых температур соответствует окраске «холодного дневного света». Это и расшифровано в приведенном варианте маркировки: Cool Daylight.

Для наших цветоводческих целей будет хороша лампа с любой цветовой температурой, лишь бы первая цифра кода была «8». Возможно, что оттеночные нюансы белого света и играют какую-то роль в процессе жизнедеятельности растений, однако убедительной информации на этот счет нет, и поэтому цветность лампы выбираем такую, чтобы она была комфортна для нас самих (если вообще представится возможность выбора!). Для тех счастливчиков, у которых этот выбор есть, расшифруем значения цветовых температур:
• 827 — interna, желтоватый цвет, как у лампы накаливания;
• 830 (930) — warm white, теплый белый;
• 840 (940) — cool white, холодный белый (хотя по моему восприятию это скорее теплый оттенок, приятный для глаз);
• 865 (954, 965) — daylight, цвет дневного света;
• 880 — skywhite, небесный белый (никогда не встречалась с этой цветностью!)

(Данная кодировка распространяется также и на люминесцентные лампы Т5.)

Из приведенного списка самыми востребоваными у цветоводов стали лампы с индексами 840 и 865, так как их цветность наиболее близка к спектру естественного дневного света. Эти лампы доступны по цене, не являются особо дефицитным товаром в специализированных торговых сетях, хотя из-за повышенного спроса перебои с их наличием — не редкость, в особенности что касается ламп с длиной трубки 90см (30Вт). В отечественной розничной торговле лампы этой категории представлены двумя «брендами» — лидерами в области светотехники «эконом-класса» — Osram и Philips (у оптовых представителей ассортимент немного шире за счет GE, Sylvania, пр.). Не так давно в продаже появились лампы OSRAM LUMILUX отечественного производства. Ни по маркировке, ни по внешнему виду они не отличаются от «фирменных» немецких изделий, а стоят вполовину дешевле. В моей коллекции осветительных приборов имеется полдюжины этих ламп, но поскольку установлены они на стеллаже недавно, то на момент данного сочинения я не могу привести их сравнительного анализа. Сообщу лишь, что по истечении месяца под российским светом фиалки чувствуют себя хорошо!

Если до сих пор мы рассматривали типы ламп, излучающих белый свет (в его теплых и холодных оттенках), то сейчас пришел черед источников света, специально, дескать, предназначенных для выращивания растений. Повышенная составляющая красного (или синего) цвета в спектре таких ламп призвана активизировать фотохимические процессы и благотворно повлиять на темпы развития и декоративные качества растений. Для красивоцветущих рекомендуются лампы с повышенным уровнем красного, для декоративнолистных — с повышенным уровнем синего цвета. Среди «цветных» ламп наибольшее распространение — можно даже сказать, популярность — приобрели люминесцентные лампы OSRAM FLUORA с розовой окраской свечения. Однако, однозначно положительного мнения относительно использования этих ламп среда цветоводов-фиалочников не выявила. Нет убедительных аргументов, подтверждающих конкретные взаимосвязи между «цветным» светом и качественными характеристиками растений. Да и само по себе розовое свечение в квартире радует глаз далеко не каждому! В попытках изобрести наиболее рациональное применение лампы FLUORA, фиалковое сообщество родило идею использовать ее в сочетании с лампой белого цвета, но все известные мне комментарии и выводы по этому поводу остаются опять-таки чисто субъективными, отражающими личный вкус и взгляды отдельных цветоводов.

Несмотря на то, что мы с вами уже определились с выбором источников освещения для наших коллекций, я не могу обойти вниманием еще одну категорию люминесцентных ламп, которую можно было бы обозначить как «элитная». Сюда относятся высококачественные до чрезвычайности изделия марки HAGEN (Hagen Flora Glo, Hagen Sun Glo, Hagen Power Glo), SYLVANIA (Sylvania GRO-LUX), а также лампы Т5 фирмы JUWEL (Juwel Day). По своим техническим параметрам (размеры, потребляемая мощность) эти лампы полностью соответствуют ходовому стандарту (за исключением ламп Т5), что позволяет использовать их в быту с помощью стандартной же светоарматуры. К ним подходят и готовые светильники соответствующей длины, и имеющиеся в продаже цоколи и балласты. При этом по своим качественным характеристикам (интенсивность свечения, стабильность потока, надежность, пролонгированность срока службы) эти лампы существенно превосходят все те модификации, что рассматривались выше.

В ассортименте этой категории есть лампы как белого спектра (Hagen Sun Glo, Power Glo) так и цветного (Hagen Flora Glo, Sylvania Gro-Lux). Но, сравнивая окраску свечения данных ламп с ранее упомянутой OSRAM FLUORA (которая, на мой взгляд, обладает довольно-таки резким розовым тоном), мы заметим, что и Sylvania Gro-Lux, и в особенности Hagen Flora Glo отличаются очень мягкими, теплыми, жемчужно-акварельными нюансами розового цвета. Такое свечение и для глаз приятно, и не создает заметного цветового искажения окружающих предметов, и не бросает розово-лиловые блики на листья растений. А если оборудованный этими лампами стеллаж оснащен светозащитными козырьками, то мягко рассеянное розовое свечение становится практически незаметным в интерьере.

Изображение
(на стеллаже с работающими лампами HAGEN FLORA GLO и SYLVANIA GRO-LUX розовое свечение практически незаметно)

Я готова долго и с особой нежностью говорить о достоинствах ламп HAGEN и SYLVANIA, но с другой стороны, хочу предложить вам не торопиться с их приобретением, учитывая, что на это придется потратить уйму денег. В свое время я, в стремлении предоставить любимым растениям все самое лучшее, выбрала для освещения одного из стеллажей эти самые наименования: Hagen Flora Glo и Sylvania Gro-Lux. Да еще по две штуки на полку. (Задумывалась комбинация из «белых» и «розовых» ламп.) И что вы думаете? Через небольшое время одну из ламп на каждой полке пришлось отключить, потому что розетки фиалок стали приобретать форму шара — в буквальном смысле! — как следствие избыточного освещения.

Изображение
(розетка с признаками избыточного освещения)

Далее последовала череда экспериментов с расположением фиалок, изменениями расстояния до ламп, режимом освещения, в результате чего на этом стеллаже у меня остались благоденствовать только «сорта-стоики», которым по душе интенсивный свет, а также глоксинии и ряд стрепсов. Поэтому, справедливости ради вынуждена согласиться, что наиболее уместное использование этих ламп — в аквариумах, для эффективного освещения растений сквозь толщу воды. Фиалка же, которая по натуре своей далеко не самый светолюбивый вид, не всегда готова оценить и принять нашу чрезмерную о ней заботу.

За рамками нашего анализа пока остались трубчатые люминесцентные лампы Т5 (диаметр трубки 16мм), а это незаслуженно. Как незаслуженно и то, что эти лампы не столь оценены и любимы цветоводами, как Т8. Видимо, все еще бродит по России устаревший миф, что тоненькие трубочки не в состоянии конкурировать по интенсивности света с более мощными «толстушками»! Действительно, потребляемая мощность ламп Т5 — при одинаковой длине трубки — ниже, чем Т8. Зато интенсивность светового потока на единицу мощности — выше. При этом «тоненькие трубочки» слабее нагреваются, они легкие, изящные, что обеспечивает дополнительное удобство и компактность при их использовании в стеллажных конструкциях. Чем не подспорье для коллекционера, готового к новым впечатлениям?

Выбирая лампы этой катергоии, опять-таки отдаем предпочтение трехполосному люминофору и маркам-производителям с хорошей репутацией. Формула маркировки идентична той, что мы уже рассматривали, например: Т5-OSRAM FH 28W/840 LUMILUX Cool White.

К минусам ламп Т5 можно отнести лишь их повышенную стоимость и относительный дефицит хорошей, и при этом недорогой светоарматуры. Из доступного ассортимента готовых светильников неплохо зарекомендовала себя модель под названиями Feron (она же Антарес, JazzWay) китайского и российского пр-ва. Из дюжины используемых мной светильников данной модели, раз в полтора-два года один из них да выходит из строя (при этом «фероны» оказались более живучими, чем «антаресы»). Много это или мало? Не знаю. Но должна заметить, что современные тенденции в области светотехники свидетельствуют о том, что будущее — за лампами Т5. Один из лидеров мирового рынка компания SYLVANIA еще два года назад представила новое, «прогрессивное» поколение ламп: Sylvania Т5 Luxline Plus. По данным производителя, эти лампы потребляют энергии на 25% меньше, при этом светоотдача у них на 50% больше, чем у стандартных ламп Т8 такой же длины. А срок службы достигает рекордного показателя — 24 000 часов при минимальной потере светового потока. Пока что изделия Sylvania Т5 Luxline Plus встречаются в основном в прайс-листах специализированных компаний, предпочитающих торговать большими партиями. Будем же надеяться, что эти лампы — равно как и высококачественная арматура к ним — пробьют дорогу к массовому потребителю и к нам, цветоводам.

Заканчивая обзор ламп, которые можно рассматривать как источники освещения растений в домашних условиях, хоть и не хочу, но должна упомянуть еще одну категорию: это натриевые лампы высокого давления типа Reflux, а также ряд т.н. «фито-ламп» с цветными спектрами (Paulmann, Enrich). Рекламные тирады производителей, превозносящие особую роль синего и красного спектров в деле совершенствования качества растений я цитировать не стану, но достоинства и недостатки этих ламп перечислю:

Достоинства:
• повышенная светоотдача (благодаря зеркальному покрытию колбы);
• отсутствие необходимости в специальной светоарматуре (некоторые модификации фито-ламп вворачиваются в стандартный патрон);

Недостатки:
• высокая теплоотдача;
• высокая потребляемая мощность;
• высокая цена;
• сомнительная (для жилых помещений) окраска свечения;
• необходимость для большинства модификаций в специальной — довольно громоздкой — светоарматуре;

Если верить, что «фито-лампы» и в самом деле хороши для растений, то самое подходящее место для них — оранжерея, где их можно разместить на удалении от цветов, или «зимний сад», который они не только осветят, но и обогреют.

* * *

На этом наше знакомство с ассортиментом источников освещения можно считать достаточным и мы, наконец, готовы отправиться за покупками для своего нового стеллажа или стильной полочки. Если какие-либо из перечисленных выше названий оказались для вас незнакомы, и вам не хочется утруждать себя запоминанием аббревиатур и циферных комбинаций на маркировках, предлагаю следующую выписку для вашего блокнота:

1. Люминесцентные лампы Т8 типа ЛБ и ЛД (а также другие с индексами цветности 765 и ниже):
— проходим мимо них, особо не задерживаясь;

2. Люминесцентные лампы Т8 с индексами цветности 827, 830, 840, 865:
— выбираем любой понравившийся спектр и подходящую длину; покупаем в необходимом количестве (а лучше с запасом);

3. Люминесцентные лампы Т8 с розовым спектром (OSRAM FLUORA):
— неплохо попробовать; можно в комбинации с белыми лампами;

4. Люминесцентные лампы Т8 «элитной» категории (HAGEN, SYLVANIA):
— покупаем одну штуку, для аквариума;

5. Натриевые лампы Reflux и «фито-лампы»:
— пока оставим их для владельцев оранжерей и «зимних садов», а также для коллекционеров цитрусовых;

6. Люминесцентные лампы Т5 с индексами цветности 830, 840, 865:
— отличный выбор для стильных полочек, глядящих в будущее!


Последний раз редактировалось Наташа 30 мар 2011, 19:56, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24 мар 2011, 00:47 
Администратор Избушки
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 09 мар 2011, 22:04
Сообщений: 5416
Откуда: Санкт-Петербург
РАЗ ДОЩЕЧКА, ДВА ДОЩЕЧКА, СВЕРХУ — ЛАМПОЧКА
(для журнала "Узамбарская Фиалка" - 2010, №5)

Часть II. «СКОЛЬКО ВЕШАТЬ?»

На момент, когда у нас в доме появляется свежеприобретенный комплект ламп, мы, конечно, уже все придумали, решили, спланировали и рассчитали, и точно знаем, что, куда и в каком количестве будем «вешать». Как мы приходим к этому знанию? Все по-разному. Одни руководствуются собственным, отшлифованным годами опытом, другие — рекомендациями «доверенных лиц». И лишь единицы из нас — те, что самые дотошные (в том числе и я) — берут в руки люксметр и, совершая выразительные пассы в освещаемом лампой пространстве, пытаются нащупать самый верный диапазон «светлости», где стрелка приборной шкалы уверенно плясала бы вокруг отметки 3000 лк. Да, люксметр в моем хозяйстве есть. Однако, я не буду продолжать насилие над вашим терпением, повествуя о любительских способах измерения интенсивности света и выстраивая очередные последовательности цифр и исчислений, тем более, что никаких «открытий чудных» это нам не готовит. Обойдемся обобщением того, что известно.

Наверное, нет ни одного фиалочного интернет-форума, где не обсуждались бы вопросы освещения и не излагались бы советы по количеству ламп и их расположению относительно растений. Родилась и бытует такая «аксиома»: на полку шириной 30см — одна лампа; на полку шириной 50см — две лампы (при вертикальном расстоянии между полками приблизительно 40см). У меня нет возражений. Но есть большое желание перетрактовать эту аксиому, исключив из нее привязку к ширине полки. В самом деле, не полку же мы собираемся освещать! А то, что на ней растет и цветет. Поэтому я предлагаю такую версию: ОДНА ЛАМПА необходима и достаточна для освещения ОДНОГО РЯДА взрослых сенполий страндартного типа.

(На практике ведь именно так и получается: на 30-сантиметровую полочку больше одного ряда взрослых «стандартов» не поставишь!)
Изображение

Если же у нас широкие площади, и мы планируем размещать фиалки в несколько рядов, понадобится ли нам предусмотреть дополнительную лампу для каждого последующего ряда? В том случае, если мы преследуем цель вырастить высокодекоративные растения — с округлой, симметрично оформленной розеткой, с ровными рядами горизонтально расположенных листьев, с крепкими цветоносами и щедрым цветением, — да, понадобится. Но только в том случае, если мы не сумеем в полной мере, с помощью грамотно налаженного отражения, распорядиться имеющейся порцией света от одной лампы.

Изображение

Изображение
(размещая источник света над центром растения формируем ровную, симметричную розетку;)

Не меньшее значение имеет и выбор высоты, на которой будем укреплять лампы, — а этот выбор, как известно, тесно связан с выбором расстояния между полками стеллажа. Так вот, высоту полок вы определите сами, после того как я предложу вам следующее умозаключение: расстояние от точки роста розетки до поверхности лампы должно составлять не менее 20 см, лучше — 23-25. (При этом я ориентируюсь на мощность лампы 36W (длина трубки 120см) Предлагаю это из тех соображений, что на данном расстоянии, во-первых, исходящее от лампы тепловое излучение рассеивается настолько, что становится сравнимым со среднекомнатной температурой воздуха; во-вторых, эффективная область светового потока рассеивается до оптимального диапазона, равномерно освещая всю крону растения; и, в третьих, — все ж не зря кое-кто с люксметром развлекался! — на этом расстоянии интенсивность света соответствует оптимальному для большинства фиалок уровню.

Изображение Изображение

Теперь, если вы согласны принять во внимание предложенные цифры, вы можете без труда вычислить расстояние между полками стеллажа, учитывая все нюансы вашей конкретной ситуации: величину растений, высоту кашпо или фитильных емкостей, а также пространство, которое займет светильник или крепежные элементы для лампы. А я тем временем уточню нашу изначальную формулировку, чтобы придать ей завершенный смысл и интонацию вывода:

Одна лампа необходима и достаточна для эффективного освещения одного или НЕСКОЛЬКИХ рядов взрослых стандартных сенполий, расположенных на расстоянии 20-25 см от поверхности лампы мощностью 36W.

Возможно, кто-то из вас уже обратил внимание, что в каждом примере, приведенном на страницах этого сочинения, я ссылаюсь на длинную, 120-сантиметровую лампу мощностью 36W. И это неспроста. Использование ламп именно этой длины и мощности я считаю наиболее рациональным во всех отношениях. Поверьте, одна лампа 36W это совсем не то же самое, что две по 18! Это гораздо, гораздо лучше.

Все мы понимаем, однако, что далеко не всегда наши желания адекватно соотносятся с нашими возможностями. Из-за пространственных ограничений может возникнуть необходимость планирования узких стеллажей, куда лампы длиной 120см попросту не поместятся, даже при диагональном их расположении. По этой, или по ряду других причин, мы зачастую бываем вынуждены обходиться более короткими лампами — 90, и даже 60см. Поэтому я предлагаю принять приведенную мной выше формулировку в качестве основы, на которую мы будем нанизывать необходимые поправки, — в зависимости от частных особенностей и ограничений.

Например, наши исходные условия таковы, что для оборудования стеллажа (или отдельной полки) мы можем задействовать только 60-сантиметровые лампы, и никакие иные. Мощность лампы данной длины составляет всего 18W, а этого недостаточно, чтобы обеспечить высокую интенсивность света на расстоянии 25 см. Наши действия? Их несложно предугадать: мы либо удваиваем число ламп, либо сокращаем расстояние между лампой и растениями до 15 см. Последнее крайне нежелательно, но и действовать по первому пункту тоже не будем торопиться. Сначала заглянем в ближайший супермаркет с широким ассортиментом товаров для быта и ремонта, — в отдел, где торгуют обоями. Поинтересуемся наличием светоотражающей самоклеющейся пленки. Есть? Немецкая? Отлично. Покупаем столько, чтобы хватило на оклеивание всех «потолков» нашего стеллажа (т.е. нижних поверхностей полок, под которыми будут крепиться лампы). С помощью этого нехитрого маневра мы восполняем дефицит освещения, не обременяя себя заботами по установке дополнительных ламп.

Что же конкретно мы получаем в результате использования светоотражающей пленки? Во-первых, существенное увеличение общей интенсивности освещения, — за счет добавления той порции света, которая отразится от зеркальной поверхности и пойдет вниз, к растениям. В это трудно поверить, но создание даже простого отражения позволяет увеличить изначальную интенсивность света чуть ли не вдвое!

Изображение

Во-вторых, этот свет будет не таким жестко-локальным, как вблизи трубчатого источника, а более мягким, более равномерно рассеянным, — свет будет излучаться как будто всей поверхностью «потолка».

Что же касается комментария о нежелательности сокращения дистанции между растениями и лампами, то здесь моя позиция такова: я убеждена, что гармоничный вид растения, а также его качественное и продолжительное цветение могут быть достигнуты скорее при условии равномерного, рассеянного света, нежели в непосредственной близости от ламп, где действует негативный характер локального освещения и излишнего тепла.

Еще одно обстоятельство, которое важно учесть при планировании количества источников света, – это фактор общей освещенности нашего жилища и, в частности, тех мест, где мы размещаем растения. Одно дело, когда стеллаж расположен далеко от окон, а стены помещения увешаны ворсистыми коврами невеселой расцветки, поглощающими и без того скудную порцию естественного света. И совсем другое, если мраморная облицовка стен, ослепительная белизна потолков и зеркальная гладь напольных покрытий отражают свет, и он заполняет помещение до такой степени, что дополнительное освещение растений может быть востребовано лишь время от времени, — на периоды хмурых осенних дней и долгих зимних вечеров. Каждый дом, каждая квартира, и даже каждая отдельная комната – это уникальная микроклиматическая зона, со своей уникальной биологической средой и уникальным же свето-температурным режимом. И это подтверждение тому, что любые рекомендации, как бы убедительно они ни звучали, следует воспринимать не как прямое руководство к действию, а как информацию к размышлениям, на основе которой мы делаем свои собственные выводы.

Изображение

..............


Последний раз редактировалось Наташа 29 мар 2011, 19:02, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24 мар 2011, 00:48 
Администратор Избушки
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 09 мар 2011, 22:04
Сообщений: 5416
Откуда: Санкт-Петербург
РАЗ ДОЩЕЧКА, ДВА ДОЩЕЧКА, СВЕРХУ — ЛАМПОЧКА
(для журнала "Узамбарская Фиалка" - 2010, №6)

Часть III. ВАРИАНТЫ ЭЛЕКТРОМОНТАЖА: ПОКУПАЕМ СВЕТИЛЬНИКИ, ИЛИ «САМИ С УСАМИ»?

Самый простой и необременительный вариант электромонтажа это его отсутствие. Мы просто приносим из магазина готовый светильник, укомплектованный сетевым проводом и набором крепежа, водворяем его на отведенную позицию и втыкаем вилку в розетку. Если в довесок к светильнику нам досталась еще и лампа, и она, как следовало ожидать, не удовлетворяет нашим потребностям, то ее извлекаем и отправляем на антресоли, а вместо нее внедряем ту, что сами выбрали. Больше тут, собственно, и сказать нечего. Такой «безмонтажный» вариант подойдет либо для одинокой полочки с небольшим количеством растений, либо для «мобильной» подсветки подоконников на период тех самых «хмурых дней и зимних вечеров».

Если же мы говорим о стеллаже, который насчитывает 4-6 полок, то светильников придется приобрести ровно столько, сколько запланировано ламп (если не иметь в виду двуламповые светильники или иную «многоместную» арматуру). В данном случае нам уже не обойтись без элементарных навыков электромонтажа, — хотя бы затем, чтоб свести все провода к одной розетке и подключить их через таймер. Самый простой способ, при котором нам не понадобится даже отвертка, это воспользоваться многогнездовым сетевым фильтром (штуковина типа удлинителя, где на единой панели имеется несколько «розеточных» гнезд).

Изображение

В каждое гнездо «штуковины» втыкаем вилку сетевого провода светильника, саму «штуковину» — в таймер, таймер — в розетку на стене. При выборе «штуковины» предпочтение отдаем модификациям со встроенными УЗО и индивидуальными выключателями возле каждого гнезда. Из-за того, что светильники будут расположены на разной высоте, длины провода некоторых из них может оказаться недостаточно, и нам придется заняться либо наращиванием проводов, либо привлечением дополнительных удлинителей. Но это не важно. Манера приведения в порядок проводов, равно как и способы крепления светильников это дело личных симпатий, и на существе вопроса не сказывается. Значительно важнее другое — выбор самого светильника. Здесь вы опять-таки не услышите от меня ничего оригинального: не взирая на приятности внешнего вида разнообразных моделей, выбираем те, что работают на основе электронных устройств, ЭПРА (электронный пуско-регулирующий аппарат). Уходящие в небытие электромагнитные дроссели — не наш выбор. Они сильнее нагреваются, шумно жужжат, вызывают вибрацию и длительное стартовое мерцание лампы. А главное, старички ЭМПРА (электромагнитный пуско-регулирующий аппарат) крайне бесцеремонно обходятся с вверенными их заботам лампами, — ну совершенно не берегут их работоспособность! Поэтому мы, памятуя, каким долгим был отборочный тур претендентов на титул Её Светлости, и в какой суровой конкурентной борьбе достался этот титул победительнице, — мы доверим нашу Лампочку только самому достойному кавалеру: Электронному Пускателю.

А теперь не хотите ли одну несложную арифметическую задачку, в одно действие? «Если в нашей квартире для освещения растений используется 30 люминесцентных ламп, сколько светильников нужно для обеспечения их работы?» Мой ответ — 11. И только для ламп Т5. Все без исключения лампы Т8 на моих стеллажах обходятся без светильников.

Итак, мы подошли к самой интересной, самой захватывающей теме из всего, что касается вопросов содержания растений в домашних коллекциях — оборудование стеллажа с искусственным освещением на основе единой электромонтажной схемы. Эта схема аналогична той, что используется в каждом индивидуальном светильнике, только в данном случае мы распространяем ее на весь стеллаж целиком. Представьте себе этакий светильник — светильнище! — размером 2,5 метра в высоту и полтора метра в длину, но не с одной лампой, а с 5-10 единицами, и с таким же количеством пускателей:

Изображение

Действительно, наш стеллаж это ничто иное, как один большой светильник. Удобство и экономичность такого варианта обустройства стеллажа не подлежит никаким сомнениям, хотя бы по самым поверхностным причинам: нам не придется держать на каждой полке нежелательный источник тепла в виде пускового устройства, т.к. все пускатели мы собираем в единую «батарею» и отправляем ее подальше от растений; нам не нужно покупать кучу светильников и тратить драгоценные сантиметры стеллажного пространства на их размещение между полками. Мы покупаем только лампы, цоколи, балласты (они же ЭПРА) и сопутствующие товары (таймеры, выключатели), а также коплект проводов и крепежных элементов.
И начинается творчество, — вдохновенное, азартное!

Электромонтаж это не просто увлекательный процесс. Это — уникальная возможность для каждого из наших супругов, редкий для них (в условиях повседневного быта) шанс проявить живость ума, смелость мысли, изобретательность и находчивость, ловкость рук и прочность нервов, а также с гордостью продемонстрировать тот арсенал необходимых знаний, которые они приобрели на школьной скамье и не успели растерять за годы семейной жизни. Кроме того, это исключительно удобный случай лишний раз выразить всю полноту, всю меру невысказанной любви к нам, женщинам. Надеюсь, вы не станете возражать, если я воспользуюсь случаем и принесу признательность своему супругу, Авениру Сняткову, творческая мысль которого включается по первому сигналу, едва я успеваю закончить речь о неизбежности появления в нашей квартире очередного стеллажа!

Освобождаясь от наплыва лирических настроений, хочу сказать, что каждый фиалочный стеллаж вовсе не обязан быть шедевром, ни с внешне-видовой точки зрения, ни с точки зрения изящества инженерных решений и хитроумности электрических схем. Главное назначение электромонтажа — обеспечить надежную работу светового оборудования (ламп и пуско-регулирующих устройств) в течение максимально длительного срока. Достигаем этого результата посредством выполнения следующего ряда условий:

1. Используем только электронные пускатели. При этом я не призываю вас приобретать дорогие модели Vossloh-Schwabe, Osram или Philips, — у меня их тоже нет. Обойдемся более скромными по цене и при этом неплохо зарекомендовавшими себя изделиями POSVET отечественного пр-ва (ООО «ПОСВЕТ», Санкт-Петербург). Укрепляем ЭПРА таким образом, чтобы между корпусом устройства и поверхностью, к которому оно крепится, оставался небольшой зазор. Это обеспечит вентиляцию работающего агрегата и снизит степень его нагрева.

Изображение
(Электромонтаж в исполнении Авенира Сняткова)

2. Все соединения проводов исполняем точно по схеме (схему я не привожу, потому что она изображена на корпусе каждого ЭПРА), не допуская оголенных участков провода. Если требуется стыковка нескольких фрагментов провода, то для их соединения используем клеммные колодки или самозажимные клеммники. Это обеспечит как надежный контакт, так и качественную изоляцию.
Изображение
(Соединения «скруткой» недопустимы по современным требованиям т/б электромонтажных работ, а про «изоленту» мы даже не вспоминаем.) Все концы многожильных проводов, идущие в зажимы пускателей, цоколей, ручных выключателей, таймера, УЗО и пр. предварительно обрабатываем тонким слоем оловянного сплава, с помошью паяльника, — «лудить» провода это почти что философское занятие, сродни медитации!

3. Для крепления элементов электромонтажной схемы (корпусов ЭПРА, клеммников, кабель-каналов) используем надежные «метизы» с резьбой (саморезы), а молотки-гвоздики запасем для починки покосившегося забора на даче. Всю конструкцию постараемся разместить в таком месте, чтобы она была не видна со стороны фасада стеллажа, но при этом была бы доступна на случай необходимости ремонта. Это может быть либо самая верхняя часть стеллажа, либо где-то внизу (например, под нижней полкой). Подойдет любое хорошо вентилируемое место, куда вам удобнее будет тянуть провода.

4. Поскольку практическое использование стеллажа с растениями связано с возможными утечками жидкостей (при поливе или опрыскивании), избежать попадания влаги на ламповые контакты позволит применение специальных герметичных цоколей с впаянными непосредственно в их корпуса проводами (фото 8.б). Такие цоколи используются в обустройстве аквариумов и приобрести их можно в соответствующих местах продаж.

Изображение
(типы цоколей: а - обычный; б - влагозащитный;)

5. При том, что режим работы стеллажа контролируется таймером, для каждой лампы предусматриваем возможность индивидуального ручного включения/выключения. Выбираем такой вариант выключателя, который одновременно защитит прибор от возможных бросков напряжения, т.е. выполнит фукцию УЗО. Комплект УЗО-выключателей сажаем на шину (рядом с таймером) и «пришурупливаем» в таком месте, чтобы это было легко доступно но при этом не очень бросалось в глаза. На фото-5 такая «батарея» выключателей расположена в нижней части стеллажа (шина крепится непосредственно к полке). В данном случае один из УЗО-выключателей контролирует весь стеллаж целиком, а 9 остальных предназначены для индивидуальных ЭПРА:

Изображение

6. Недурно лишний раз убедиться в надежности системы защиты электропроводки нашего жилища. Если в квартире нет распределительной коробки с «раздачей» напряжения по нескольким контурам (каждый из которых защищен устройством аварийного отключения), то наличие одного или нескольких УЗО в схеме подключений стеллажа — непременное условие. Самые щепетильные из нас могут приобрести такие модификации УЗО, которые сработают как в случае скачка напряжения, замыкания, так и в случае утечки тока.

По завершении всех работ настраиваем таймер на нужную «волну», вставляем одну единственную вилку в розетку, и больше никогда ее оттуда не вынимаем. Даже отправляясь в многодневное путешествие. Вопрос с освещением растений мы решили раз и … надолго. Вот бы теперь придумать систему автоматического полива с электронно-контролируемой раздачей жидкостей!


* * *

Мы закончили наше путешествие по просторам знаний и размышлений, цифр и наименований, навыков и идей, касающихся задачи обустройства стеллажа с искусственным освещением. Надеюсь, нам было «вместе весело шагать». Мы в полном составе преодолели весь путь из пункта «А», где впервые познакомились с Лампочкой, до пункта «Б», где воткнули вилку в розетку. И мне остается лишь пояснить, зачем мы это делали.

Причина, побуждающая нас к сооружению первого в своей жизни стеллажа это не только недостаток места на подоконнике. Подоконник — всего лишь повод, с которого все начинается, первое звено в цепи познания тех взаимосвязей и взаимоотношений, которые устанавливаются между нами и нашими зелеными питомцами. К сожалению, содержание растений на подоконнике не позволяет нам поддерживать эти взаимоотношения на должном уровне и уверенно их контролировать, — в этом нам мешает множество посторонних факторов, вторгающихся в нашу жизнь из-за стекла, с улицы. Летний зной и зимние морозы, пыль и сквозняки, резкие перепады температур и непредсказуемость подачи света, — эти и другие агрессивные элементы внешнего воздействия жестко ограничивают наши возможности по созданию благоприятной микро-климатической среды для наших растений. Более того, мы в зависимости не только от капризов природы, но и в плену ответственности коммунальных служб.

Размещение коллекции растений на стеллажах дает нам возможность самим устанавливать те условия, которые мы считаем благоприятными. Мы в силах победить ограничения, обеспечив и оптимальный температурно-световой, и влагостный режимы, и что особенно важно, поддерживать их стабильность в любое время года. Подоконник — наша зависимость. Стеллаж — наша свобода. Свобода обладания возможностями. Свобода исполнения надежд, реализации планов и воплощения самых смелых агротехнических фантазий.

Наталья Холявко
1 - 5 апреля 2010 г.


Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 26 апр 2013, 23:53 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 04 янв 2012, 01:43
Сообщений: 310
Откуда: Брест - Санкт-Петербург
Это чтение не на один раз :)
Очень увлекает.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 27 апр 2013, 02:05 
Администратор Избушки
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 09 мар 2011, 22:04
Сообщений: 5416
Откуда: Санкт-Петербург
Несмотря на то, что статья написана 3 года назад, ее содержание в общем-то не устарело. Я вот сейчас просматриваю текст и — к своему удовлетворению — не вижу необходимости что-либо принципиально изменить, — несмотря на то, что в течении прошедших 3-х лет мой опыт выращивания фиалок под лампами в некоторой степени менялся.

Единственное замечание, которое хотелось бы сделать сейчас, касается ламп с пятиполосным люминофором. В статье я недостаточно похвалила этот тип ламп, — потому что тогда у меня не было собственного опыта их использования! Теперь такой опыт есть; я как-нибудь расскажу о нем, если это интересно.

_________________
МОИ ФИАЛКИ
Интернет-магазин
"Избушка-избушка, встань ко Злу задом, к Добру — передом."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 27 апр 2013, 10:00 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 04 янв 2012, 01:43
Сообщений: 310
Откуда: Брест - Санкт-Петербург
Наташа писал(а):
Теперь такой опыт есть; я как-нибудь расскажу о нем, если это интересно.

Очень интересно!
А главное полезно


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 27 апр 2013, 18:00 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 18 май 2012, 20:27
Сообщений: 1305
Откуда: Санкт-Петербург
Николай П писал(а):
Очень интересно!

А главное полезно

Присоединяюсь!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 27 апр 2013, 19:03 

Зарегистрирован: 24 ноя 2012, 21:58
Сообщений: 82
Откуда: Санкт-Петербург
Наташа, эта информация очень интересна!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 27 апр 2013, 20:38 
Администратор Избушки
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 09 мар 2011, 22:04
Сообщений: 5416
Откуда: Санкт-Петербург
Раиса Ивановна, материал для козырьков называется, по-моему, сотовый поликарбонат.
Продается в Максидоме листами 100х150 см.
Ето можно нарезать на полосы нужной длины и ширины с помощью острого ножа.
Если надрезать только с одной стороны и согнуть вдоль надреза, то и получится "козырек".

Вот кусочек крупным планом:

Изображение

Крепятся такие козырьки у меня прямо к полке, шурупчиками.
Вид снизу:

Изображение

_________________
МОИ ФИАЛКИ
Интернет-магазин
"Избушка-избушка, встань ко Злу задом, к Добру — передом."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 27 апр 2013, 21:17 

Зарегистрирован: 24 ноя 2012, 21:58
Сообщений: 82
Откуда: Санкт-Петербург
Наташа, спасибо большое! @}->--


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Н. Холявко: РАЗ ДОЩЕЧКА, ДВА ДОЩЕЧКА, СВЕРХУ — ЛАМПОЧКА
СообщениеДобавлено: 15 сен 2015, 18:16 

Зарегистрирован: 10 дек 2013, 14:29
Сообщений: 16
спасибо вам большое! шикарные статьи


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Н. Холявко: РАЗ ДОЩЕЧКА, ДВА ДОЩЕЧКА, СВЕРХУ — ЛАМПОЧКА
СообщениеДобавлено: 16 сен 2015, 01:44 
Администратор Избушки
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 09 мар 2011, 22:04
Сообщений: 5416
Откуда: Санкт-Петербург
Vadim12,
И Вам спасибо за внимание. :)

_________________
МОИ ФИАЛКИ
Интернет-магазин
"Избушка-избушка, встань ко Злу задом, к Добру — передом."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Н. Холявко: РАЗ ДОЩЕЧКА, ДВА ДОЩЕЧКА, СВЕРХУ — ЛАМПОЧКА
СообщениеДобавлено: 20 апр 2016, 20:45 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 20 мар 2016, 06:56
Сообщений: 86
Наташа
Спасибо большое за статью, познавательна, полезна и описаны все нюансы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Рейтинг@Mail.ru

Избушка для любителей узамбарских фиалок, стрептокарпусов, пеларгоний, синнингий, эписций, ахименесов и других комнатных цветов

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB